Информационное загрязнение

Информационное загрязнение

Если вы зайдете на страницу под заголовком «Загрязнение» в Википедии, вы найдете описание нескольких типов загрязнения – шумового, светового, химического и прочих. Но вы не найдете описания информационного загрязнения.

Этот пример наглядно показывает, каков средний уровень осведомленности онлайн-сообщества об этой проблеме. Информационное загрязнение не только должно быть одним из первых пунктов списка видов загрязнения, оно должно быть частью списка возможных сценариев конца света. Да, все верно – конца света. Некоторые специалисты в области информационной безопасности считают, что если не будут приняты меры, информационное загрязнение может стать причиной конца человеческой цивилизации на Земле.

Признаки и свойства информационного загрязнения

Если бы кто-то хотел придумать самый худший из возможных видов загрязнения, он бы внес в список его характеристик следующие:

  1. Невещественность – люди не могут потрогать, понюхать, услышать или увидеть всю силу его воздействия на окружающую среду.
  2. Вызывает привыкание – подобно курению, загрязнитель удовлетворяет какую-то естественную потребность, быстро вызывая при этом привыкание.
  3. Неочевидность вызываемых затрат – растрачивает мировые ресурсы (электроэнергии) в настолько малых количествах на производство дозы загрязнителя, что люди этого просто не видят, и не чувствует себя виноватыми в чем-либо.
  4. Широкая распространенность – касается всех жителей планеты.
  5. Разрушительность – сети, пораженные этим загрязнителем, могут стать причиной выхода из строя финансовых систем целых стран, отключения систем безопасности, войн и других, еще более грозных сценариев внезапного конца цивилизации.
  6. Наличие «отложенных» эффектов – загрязнитель делает новые поколения более открытыми, но менее образованными, способствует разложению культурных ценностей и моральных ориентиров.
  7. Легальность – источник загрязнения находится под защитой закона и его устранение запрещено.
  8. Невидимость – загрязнитель очень трудно распознать.
  9. Необратимость эффектов – если загрязнитель попал в окружающую среду, его распространение невозможно остановить.

Если у кого-то еще есть сомнения, вышеприведенный список практически полностью характеризует информационное загрязнение. Ни один другой вид загрязнения не может похвастать столь обширным набором опасных свойств.
Кто-то, вероятно, спросит: «а что не так с классическим постулатом "Чем больше информации, тем лучше"?». Ответ весьма прост. Информация и Знания – это два разных понятия.

Знания – это обработанная информация, которая используется обществом для достижения какой-либо цели. Большой объем знаний – это хорошо, но знание может создаваться только со скоростью работы мозга человека. Каждый член общества – это часть глобального процессора, генерирующего знания.

Экспоненциальное увеличение объема информации, которое мы переживаем сегодня, делает процесс создания знаний все более сложным и все менее эффективным. Эта тенденция усиливается, и в будущем качество процесса создания знаний будет уменьшатся пропорционально росту уровня загрязненности информационного пространства.

При первой встрече с термином «информационное загрязнение» многие приравнивают его к термину «спам» и говорят, «да мне все равно, у меня есть спам-фильтр». Однако спам – это лишь малейшая часть информационного загрязнения, и далеко не самая опасная, так как обычный спам очень легко распознать и удалить. Главная проблема – это неочевидный, так или иначе замаскированный спам.

Каждый из пунктов приведенного выше списка характеристик, на самом деле, достоин отдельной статьи. К примеру, возьмем цену информационного загрязнения. Немногие из нас осознают, что каждое набранное на компьютере слово, каждая минута, проведенная за монитором снижают запасы природных ресурсов. Возможно, в пересчете на энергозатраты каждое набранное слово и стоит не более, чем один лист на дереве, но когда речь идет о пятиста миллиардах веб-страниц, почти миллиарде пользователей, ежедневно переписывающихся в Facebook и примерно двух миллиардах пользователей SMS, масштаб уже не кажется таким уж незначительным.

Способы борьбы с загрязнением информационного пространства

Вся информация, вносимая в Интернет, эту гигантскую электронную экосистему, в соответствии с требованиями закона должна сохранятся. ФБР (и прочие подобные структуры) с помощью содержащихся в сети данных может отслеживать и предотвращать готовящиеся преступления, для адвокатов они являются потенциальным аргументом в судебных спорах и т.д.

Итак, как же тогда бороться с этой непростой проблемой? Вот несколько потенциальных шагов:

  • Повысить уровень осведомленности о проблеме (первый, и, пожалуй, самый сложный шаг);
  • Донести до общества мысль, что информационное загрязнение ничем не отличается от любой другой проблемы, касающейся загрязнения окружающей среды;
  • Способствовать развитию технологий, способных распознавать и удалять ненужную, бесполезную и несущественную информацию;
  • Регулировать количество информации, если не законодательно, то с помощью инструментов ценовой политики.

Уже сегодня огромное количество специалистов заинтересовано в создании и внедрении инструментов, способных автоматически устранять информационное загрязнение. Создание подобных программ требует наличия технологии семантической (смысловой) обработки информации на уровне гораздо более глубоком, чем тот, что доступен сегодня. К сожалению, пока подобные технологии не продвинулись дальше банальных спам-фильтров.

Если календарю Майя, предсказывающему конец времен уже в этом месяце, удалось захватить воображение миллионов людей по всему миру (что явилось, по сути, побочным результатом того самого информационного загрязнения), то что нужно для того, чтобы привлечь внимание людей к гораздо более вероятному сценарию наступления конца света, и к тому, что они сами ежедневно вносят вклад в его наступление? Возможно ли оповестить людей, не увеличивая при этом то самое информационное загрязнение? Только время покажет.

Пока же поиск знаний в море информационного шума заставляет вспомнить старое, но идеально подходящее к ситуации изречение: «Очень трудно найти черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет» (Конфуций).

Читайте также: 

Секреты SEO - пишем пресс-релиз

Продвижение сайта без контента

Топ 10 SEO экспериментовТоп 10 SEO экспериментов

 Продать блог или просто отключить его?

Современные инструменты копирайтера

6 мифов о контент-маркетинге

Геотаргетинг сайтов в Google

Наиболее часто используемые редиректы

Продвижение сайта без контента

Как правильно оформить главную страницу сайта

Органический трафик - ключевые показатели эффективности

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Cкачайте приложение на Андроид и будьте в курсе новостей
Интернет-маркетинга всегда!

Joomla Templates and Joomla Extensions by ZooTemplate.Com

WebSEOHelp

smp-forum.ru


.
Наверх
закрыть